четверг, 7 февраля 2013 г.

педагогика высшей школы реферат

346.9 Kb.Название Дата конвертации22.07.2012Размер346.9 Kb.Тип 1. Реферат по дисциплине: Педагогика и психология высшей военной школы технологический подход к организации учебного процесса в ввузе Орел 2004 г. Оглавление Реферат по дисциплине: Педагогика и психология высшей военной школыТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВВУЗеОрел 2004 г. Оглавление Ведение 3 Состояние проблемы совершенствования обучения в вузе в психолого-педагогической литературе 4 Особенности воинского обучения и воспитания 11 Модели обучения, ориентированные на познавательную деятельность курсантов 17 Виды занятий в военном вузе 23 Заключение 32 Список литературы 34 ВведениеСпектр противоречий и проблем, существующих сегодня в образовательном пространстве, порождают необходимость новых подходов к организации учебного процесса в вузе. Несомненно, определяющую роль прогнозирования образования в целом в вузовской подготовке играет его специальная подготовка. Залогом успеха и уверенности будущего специалиста в послевузовской профессиональной деятельности является образование, его творческий потенциал, умение быстро адаптироваться в изменяющихся образовательных ситуациях и способность оперативно реагировать на эти изменения. Для поднятия профессиональной подготовки выпускников военных вузов на качественно новый уровень необходим поиск действенных путей совершенствования их познавательной деятельности. Содержание образования в вузе должно строится таким образом, чтобы для каждого обучающегося была создана ситуация обеспечения условий, при которых его переход к практической деятельности являлся бы продолжением приобретенных в вузе знаний, умений и навыков. Образование, полученное в стенах вуза, должно обеспечить им интеграцию и актуализацию знаний, которые усвоены ими при изучении специализированных дисциплин. Таким образом, эффективность профессионального обучения в немалой степени определяется подходом к организации учебного процесса в вузе. В реферате рассматривается технологический подход организации учебного процесса в вузе, как способ улучшения образовательной деятельности.1. Состояние проблемы совершенствования обучения в вузе в психолого-педагогической литературеНа современном этапе развития теории и практики обучения в высшей школе разработаны различные подходы к проблеме сущности образования и обучения, базирующиеся как на основных принципах общей дидактики (А. Т. Алексахин, Ю.К.Бабанский, А. В. Барабанщиков, Ю.В.Васильев, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, В.В.Краевский) [2, 5-9, 17, 25, 27], так и на закономерностях психологии и педагогики высшей школы (С.И.Архангельский, С.Я.Батышев, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий,) [3, 4, 11, 12, 18]. Обычно в дидактике не проводят качественных различий между содержанием образования и обучения, однако некоторые ученые (В.В. Краевский) рассматривают и то, и другое как систему научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми обучаемым необходимо овладеть в процессе обучения [27]. Тем не менее, отдельные специалисты считают, что необходимо проводить различия между содержанием обучения и содержанием образования. По мнению А.А. Вербицкого, содержание обучения охватывает только саму систему учебной информации, тогда как содержание образования должно определять личностные и профессиональные качества человека, которые формируются в результате деятельности преподавателя и обучаемых [18]. Именно в последнем случае содержание образования выступает как педагогическое воплощение модели социального заказа [10]. Перемены, которые происходят в наше время в обществе, влекут за собой изменения и в содержании образования, где становится необходимой подготовка специалистов с инновационным способом мышления и деятельности. Главным в этом процессе является взгляд на человека, как на личность, имеющую свои психологические особенности, а не как на программируемый компонент системы или объект различных экспериментов и манипуляций. Содержание образования в традиционном его понимании включает в себя четыре основных элемента социального опыта, накопленного предшествующими поколениями: систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, человеке и способах деятельности, обеспечивающих применение этих знаний; систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу [5]. Считается, что каждому виду содержания соответствует свой основной способ его усвоения: восприятие, понимание, запоминание информации при усвоении знаний; повторение, ведущее к формированию умений и навыков; решение проблемных задач; эмоциональное переживание. Как специальная задача выделяется также усвоение опыта мышления, формирование его операциональных структур посредством выполнения мыслительных действий, адекватных усваиваемому содержанию. В современной дидактике по степени активизации познавательной деятельности выделяют следующие основные методы обучения: информационно - рецептивный или объяснительно - иллюстративно - рецептивный, в рамках которого деятельность курсантов будет иметь вид осознанного восприятия и запоминания информации, а деятельность преподавателя будет заключаться в предъявлении информации знаний и способов деятельности, включая описание действий, инструкции, алгоритмы, показ; репродуктивный, где деятельность курсантов направлена на многократное воспроизведение усваиваемого способа деятельности по образцу, а деятельность преподавателя направлена на конструирование системы заданий на воспроизведение способов деятельности; с использованием проблемного изложения, где деятельность курсантов выражается в принятии участия в изложении информации, которая может быть в форме вопросов, сомнений, касающихся логики и убедительности доказательств, а деятельность преподавателя будет выражаться в раскрытии логики доказательства, поиска решения рассматриваемой проблемы; эвристический, где необходимо самостоятельное выполнение отдельных этапов проблемной задачи и процедур творческой деятельности путем постановки вопросов, построения доказательства или выводов, а преподаватель будет участвовать в эвристической беседе, последовательно ведущей к решению проблемы; исследовательский, где проводится исследование с прохождением всех его необходимых этапов, преподаватель же предлагает задания, обеспечивающие творческое применение курсантами усвоенных знаний и способов деятельности [2, 7-9]. Однако некоторые ученые сомневаются в возможности строгой научной классификации методов обучен

Реферат по дисциплине: Педагогика и психология высшей военной школы технологический подход к организации учебного процесса в ввузе Орел 2004 г. Оглавление

Реферат по дисциплине: Педагогика и психология высшей военной школы технологический подход к организации учебного процесса в ввузе Орел 2004 г. Оглавление

Комментариев нет:

Отправить комментарий